Сентябрь 2010г.
Мамина школа
Журнал для заботливых родителей
Тема номера: Кризис
трех лет и как
его преодолеть
Нам кажется недостаточным оставить тело и
душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их
воспитании, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало
хорошим.
Лукиан
Кризис трех лет
Привыкание к детскому
саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем
годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится
упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется
выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не
знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:
это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое
делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации
(отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни,
выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных
ситуациях.
Кризисы развития – это
относительно короткие (от
нескольких месяцев до года-двух) периоды
в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую
жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13
лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда
происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильных и
более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между
стабильными периодами.
Взрослые способны понять,
что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением
каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или
примириться с новым личностным качеством.
Для детей же собственное
ближайшее прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современные семьи
малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь
преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит,
что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое
поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны
пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель.
Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном
качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные
новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя
«бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой,
свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих
возрастных изменений.
Таким образом, не надо
пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот
момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя
грамотно, смягчить появления кризиса?
Как помочь ребенку выйти
из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя
степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность –
демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в
здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность –
крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления
здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществ качеств.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная
задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
«Семизвездие симптомов» кризиса
3-х лет
по Эльзе Келер
Первый – ярко
выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок
отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим
собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.
Второй – упрямство, которое следует отличать от настойчивости.
Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть
футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить
решение.
Третий –
строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от
всего, что он послушно делал раньше. Слово «неть» становится основным ответом
на любое предложение взрослого.
Четвертый – своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою
самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или
безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно
спешащих родителей.
Остальные
три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.
Пятый – бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя
агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей. На проявление
внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т.п.
Шестой – обесценивание
ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к
любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.
Седьмой – деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться
удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и
старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.