Суббота, 20.04.2024, 16:44Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
  МЕНЮ САЙТА

  ЭТО ИНТЕРЕСНО


 ПРОЙТИ ОПРОС
Нравится ли Вашему ребенку посещать наш детский сад?
Всего ответов: 59

 СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 МИНИ-ЧАТ


Консультация для воспитателей "Литературная студия "Словечек"
[ Скачать с сервера (19.0 Kb) ]20.10.2010, 17:55

Студия  Словечек: обучение  детей  дошкольного  возраста  стихосложению

 

       В современном обществе люди  недостаточно интересуются поэзией классиков, таких как А.С.Пушкин, Некрасов, Лермонтов, И.Бунин и т.д.  Через    художественное слово можно выражать свое мнение, отношение, настроение, возмущение, свои чувства, воздействовать на происходящее.

    Красивая  грамотная речь, «упакованная» в стихотворение, значительно быстрее  проникнет  в  человеческую душу.

     Речь  выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности   людей.

    Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Опираясь на  многочисленные запросы общества приходишь к выводу, что именно в детском саду  необходима работа с художественным словом.

     Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование, сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции личности.

     Одновременно  отшлифовывается  речь детей (становится  более  выразительной, образной, складной), развивается  их  поэтическое  чутье. Ребята  открывают  новые  звуковые  и  смысловые  ресурсы  художественного  слова. Обогащается  словарный  запас  дошкольников. Кроме  того, различные  виды  работы  с  рифмой  подвигают  детей  к  собственному  словотворчеству.

            Можно  предвидеть недоумение   взрослых людей, а зачем  это нужно?

            Ну, пусть в такие игры играют литераторы, пусть себе балуются, им это вроде бы положено, а нам-то зачем? 

  Цель    данной  работы:   формирование  речи  дошкольников  посредством  стихосложения   и   умения  взаимодействовать  между  собой.

  Задачи: 

          Подготовить  детей  к  реализации  своих  словотворческих  возможностей;

          Развить  поэтический слух  и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;                                                          

          Сформировать  словарный  запас  слов  детей,                                                                                                                                                                                                                                                              

          Совершенствовать  выразительность, образность и складность речи,

          Расширить     представления  о  мире, приобщить к   чувствам  прекрасного,  доброго.

Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные  игры оттачивают, воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно.

Предметно-развивающая  среда

1.         Игрушка   Словечек;

2.         Банка   рифм;

3.         Речевые   настольные   игры;

4.         Игры   на  развитие   дыхания;

5.         Фонотека   (записи   шума  моря, голоса  птиц, различные  звуки, классическая   и  расслабляющая  музыка, детские  сказки  и  стихи);

6.         Разнообразный  природный  и  бросовый  материал;

7.         Атрибуты   на   выработку   ритма: маракасы, деревянные  палочки, погремушки, обвязанные   футляры  от  шоколадных  яиц  для простукивания, сочинения  и  проговаривания  чистоговорок: Та-та-та – взяли  мы  кота));

8.         Набор   мелких   игрушек, предметов; предметные  и  сюжетные  картинки;

9.         Альбомы  впечатлений   для  рассматривания     изображениями  моря, природных   зон,  животных, людей   и  т.д.  в  зависимости  от  тематика   словотворчества);

10.       Шкатулка    с  фишками  для  подбора  существительных, прилагательных, глаголов  и  т.д. (синие  фишки – сущ., красные –  прилаг., зеленые    глаголы);

11.       Блокнотики   с  фотографией  ребенка  для  записи   словотворчества;

Методика   стихосложения

Подготовительная работа по подборке  рифмы  к слову, по сочинению стихотворений уже начинается с младшего дошкольного возраста. В младшей, средней группах дети выбирают  2-3 рифмующихся  слова, подбирают рифму к  любому  выбранному  слову, к заданному словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия, изготавливают книжки – малышки со стихами, загадками, сказками.

Стихотворение   не  рождается  из  ничего.  Чтобы  что-то  создать  необходимо     иметь  определенный   опыт: впечатления  от  поездки, происшествие, интересный  случай, эмоциональный  настрой, чувство  пережитого  и  увиденного   и  т.д.  если  у  ребенка  нет  такого  опыта, то  ему  просто   нечего  будет  сказать, да  еще  при  условии   недостаточного  словарного  запаса   наступит  просто  ступор. Педагогу  необходимо   насытить   скудный   опыт  ребенка  впечатлениями, переживаниями, элементарными  знаниями  и  т.д.  Зачастую   ребенку  не  хватает  элементарного   кругозора  и  слов  для  творчества, но  и  эмоциональной  насыщенности, чувственных  переживаний   и  состояний. Именно  для  решения   этой  проблемы   направлена   коллекция   различных  поверхностей  земли в  сочетании   с   соответствующим   музыкальным  сопровождением   и  набором   наглядных  пособий. Например, поверхность – наклеенный  песок; музыкальное  сопровождение – шум   морского  прибоя; наглядные  пособия – ракушки, камешки, морская  звезда и  результат = чувственный   опыт  и  расширение  кругозора  ребенка, как  подготовительная  работа   перед   сочинением  стихотворения  о  море, о  морских  приключениях. Аналогичная  работа  может  проводиться  с  любым  объектом  словотворчества. При   работе  с  поверхностями  земли  уместны  вопросы: Как  называется  данная  поверхность  земли? (осенняя  дорожка)  и  Как  получилась  данная  поверхность  земли? (в  результате  листопада, рассыпанного   осеннего  букета  кем-то, случайно  и  т.д.)

Прежде, чем  приступать  непосредственно  к  стихосложению (прозе)   рекомендуется  пройти  ряд  этапов:                                                                                                        

      Этапы:                                                                                    Пример:

1.Чтение  об  объекте  сочинения

 детской  научной  литературы; рассматривание                Бабочка.

 

«Альбома … впечатлений».                                      Большая  энциклопедия.                        

                                                                                                                             

2.Лепка, аппликация, рисование  объекта 

сочинения.                                                          Графическое  изображение

                                                                                            мотылька.

3.Подбор  слов// рифм  к  объекту  сочинения

(запись  в  индивидуальный  словарик –     порхает       легкая          она             

блокнотик).                                               летает         порхающая     цветок

                                                                     садится     пестрая      красавица

                                                                     кружится  воздушная  лепесток                                                                                                          

4.Сочинение  лимерика, стихотворения,

сказки и  т.д.                                                           Лимерик  по  плану:

                                                                                 Жила-была…………..?

                                                                                 Какая………………….?

                                                                                 Что  делала…………..?

                                                                                 С  кем  общалась……?

                                                                                 Вывод.

5.Запись  художественного  произведения             Либо  самим  ребенком,

в   блокнотик.                                                              Либо  взрослым.

6. Изготовление  книжек-малышек,                  Используются  различные

открыток  и  т.д.                                                          техники  ИЗО.
Категория: Мои файлы | Добавил: Садик
Просмотров: 1551 | Загрузок: 90 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 ПОИСК

 ВХОД НА САЙТ




  ЭТО ВАЖНО




 ССЫЛКИ


© 2024 МБДОУ № 194
Создать бесплатный сайт с uCoz