Студия
Словечек: обучение детей дошкольного
возраста стихосложению
В современном обществе люди недостаточно интересуются поэзией классиков,
таких как А.С.Пушкин, Некрасов, Лермонтов, И.Бунин и т.д. Через
художественное слово можно выражать свое мнение, отношение, настроение,
возмущение, свои чувства, воздействовать на происходящее.
Красивая
грамотная речь, «упакованная» в стихотворение, значительно быстрее проникнет
в человеческую душу.
Речь
выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения,
передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и
деятельности людей.
Речь не передается по наследству, овладев
речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Опираясь на многочисленные запросы
общества приходишь к выводу, что именно в детском саду необходима работа с художественным словом.
Главная
педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности,
позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего
обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь стихосложением, ребенок
приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование,
сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и
развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира
и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной
жизненной позиции личности.
Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более
выразительной, образной, складной), развивается их
поэтическое чутье. Ребята открывают
новые звуковые и
смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный
запас дошкольников. Кроме того, различные виды
работы с рифмой
подвигают детей к
собственному словотворчеству.
Можно предвидеть недоумение взрослых людей, а зачем это нужно?
Ну,
пусть в такие игры играют литераторы, пусть себе балуются, им это вроде бы
положено, а нам-то зачем?
Цель
данной работы: формирование
речи дошкольников посредством
стихосложения и умения
взаимодействовать между собой.
Задачи:
• Подготовить детей
к реализации своих
словотворческих возможностей;
• Развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной
форме;
• Сформировать словарный
запас слов детей,
• Совершенствовать выразительность, образность и складность
речи,
• Расширить представления о
мире, приобщить к чувствам прекрасного,
доброго.
Игры,
подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова,
заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу,
ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка.
Подобные игры оттачивают, воспитывают
чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно.
Предметно-развивающая среда
1. Игрушка Словечек;
2. Банка
рифм;
3. Речевые настольные
игры;
4. Игры
на развитие дыхания;
5. Фонотека (записи
шума моря, голоса птиц, различные звуки, классическая и
расслабляющая музыка,
детские сказки и
стихи);
6. Разнообразный природный
и бросовый материал;
7. Атрибуты на выработку ритма: маракасы, деревянные палочки, погремушки, обвязанные футляры
от шоколадных яиц
для простукивания, сочинения
и проговаривания чистоговорок: Та-та-та – взяли мы
кота));
8. Набор
мелких игрушек, предметов;
предметные и сюжетные
картинки;
9. Альбомы
впечатлений для рассматривания (с
изображениями моря,
природных зон, животных, людей и
т.д. в зависимости
от тематика словотворчества);
10. Шкатулка с
фишками для подбора
существительных, прилагательных, глаголов и т.д.
(синие фишки – сущ., красные – прилаг., зеленые –
глаголы);
11. Блокнотики с
фотографией ребенка для
записи словотворчества;
Методика стихосложения
Подготовительная
работа по подборке рифмы к слову, по сочинению стихотворений уже
начинается с младшего дошкольного возраста. В младшей, средней группах дети
выбирают 2-3 рифмующихся слова, подбирают рифму к любому
выбранному слову, к заданному
словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия,
изготавливают книжки – малышки со стихами, загадками, сказками.
Стихотворение не
рождается из ничего.
Чтобы что-то создать
необходимо иметь определенный
опыт: впечатления от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого
и увиденного и
т.д. если у
ребенка нет такого
опыта, то ему просто
нечего будет сказать, да
еще при условии
недостаточного словарного запаса
наступит просто ступор. Педагогу необходимо
насытить скудный опыт
ребенка впечатлениями,
переживаниями, элементарными
знаниями и т.д.
Зачастую ребенку не
хватает элементарного кругозора
и слов для
творчества, но и эмоциональной
насыщенности, чувственных
переживаний и состояний. Именно для
решения этой проблемы
направлена коллекция различных
поверхностей земли в сочетании
с соответствующим музыкальным
сопровождением и набором
наглядных пособий. Например,
поверхность – наклеенный песок;
музыкальное сопровождение – шум морского
прибоя; наглядные пособия –
ракушки, камешки, морская звезда и результат = чувственный опыт
и расширение кругозора
ребенка, как
подготовительная работа перед
сочинением стихотворения о
море, о морских приключениях. Аналогичная работа
может проводиться с
любым объектом словотворчества. При работе
с поверхностями земли
уместны вопросы: Как называется
данная поверхность земли? (осенняя дорожка)
и Как получилась
данная поверхность земли? (в
результате листопада,
рассыпанного осеннего букета
кем-то, случайно и т.д.)
Прежде,
чем приступать непосредственно к
стихосложению (прозе)
рекомендуется пройти ряд
этапов:
Этапы:
Пример:
1.Чтение об
объекте сочинения
детской
научной литературы;
рассматривание Бабочка.
«Альбома
… впечатлений».
Большая энциклопедия.
2.Лепка,
аппликация, рисование объекта
сочинения.
Графическое изображение
мотылька.
3.Подбор слов// рифм
к объекту сочинения
(запись в
индивидуальный словарик – порхает легкая она
блокнотик).
летает порхающая цветок
садится пестрая красавица
кружится воздушная лепесток
4.Сочинение лимерика, стихотворения,
сказки
и т.д.
Лимерик по плану:
Жила-была…………..?
Какая………………….?
Что делала…………..?
С кем общалась……?
Вывод.
5.Запись художественного произведения Либо самим
ребенком,
в блокнотик.
Либо взрослым.
6.
Изготовление книжек-малышек, Используются различные
открыток и
т.д.
техники ИЗО. |