Фольклорные игры
для детей дошкольного
возраста
В воспитании дошкольников мы широко
используем фольклор и фольклорные
игры, которые способствуют не только формированию
эмоционально положительного положения
к миру как к чуду, но и познавательному развитию. Для этого
в группе создан
мини-музей народного творчества, в
котором организовываются всевозможные
фольклорные игры, знакомящие детей
с традициями русского
народа, его творчеством и
бытом (Рис. 1). Непременно в
таких играх используются
фольклорные произведения.
При отборе фольклорных произведений опираемся на
следующие принципы.
• Доступность
содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и
нравственная значимость.
• Возможность
формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении
связей между объектами природы и
миром людей. Этот опыт облекался им в
форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким
будет урожай), о было для них жизненно важно),
"угадывать" погоду на ближайшее
время, находить дорогу домой... Знание, и использование
примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность,
умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы,
правильность которых можно проверить,
например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее
время.
Например.
• Если зимой
вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороз.
• Кошка скребет
пол - жди метели.
• Собака в снегу
валяется - не за горами вьюга.
• Утром нет росы
на траве - жди дождя.
• Пчелы цветущую
акацию опыляют - будет дождь.
• Воробьи
купаются в пыли - к дождю.
• Ласточки и
стрижи летают низко - скоро начнется дождь. Наблюдения, связанные с приметами, можно
зарисовать: что ожидалось, и что было на самом деле. Может быть кому- то
из детей
удастся самому "открыть" приметы погоды?
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то
делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха велелась попавшая туда во время
купания вода); обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб
вместо выпавшего молочного) и т.п.
Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры
наших предков во всемогущие силы
природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их
сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче
перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
В дошкольных учреждениях за клички и приговорки используют, прежде
всего, как игровой прием.
Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть
причинно-следственные связи в природе, например: "Красна ягода, да на вкус
горька"
целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.
Хорошо дать детям попробовать спелые ягоды рябины обыкновенной и
калины (обязательно предупредите детей, что не все ягоды съедобны, среди них
есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д.), а затем
зарисовать их в альбоме-дневнике.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с
расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться
с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по
уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении). |